СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ШАБЛОНОВ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ

09 / Окт / 2016

В современных условиях бизнес-модели становятся объектами управления. Оригинальная бизнес-модель является одним из важнейших и весомых  факторов устойчивого развития и прибыльности современного бизнеса.

Бизнес-модель  служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации [1].

Бизнес-модель – это способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль [2].

Шаблон бизнес-модели – это методика концептуального описания бизнеса, которая структурно охватывает  элементы определяющие логику его функционирования. Набор элементов шаблона бизнес-модели зависит от целей бизнес-моделирования.

В современных условиях большого информационного потока обрабатываемого менеджерами актуальным становится поиск инструментов, оптимизирующих понимания  информации с целью принятия эффективных управленческих решений. Одним из эффективных инструментов является шаблон бизнес-модели, который позволяет визуализировать ключевые элементы взаимодействия внутренней и внешней среды бизнеса.

В данной статье рассмотрим шаблоны бизнес-моделей, которые получили наибольшую популярность среди практиков бизнес консультирования и успешно применяются в менеджерами в своей деятельности.

Шаблон бизнес-модели, разработанный А. Остервальдером «Конвас» включает в себя девять блоков (рис 1). Использование шаблона бизнес-модели  А. Остервальдера позволяет систематизировать информацию по функционированию бизнеса описывая отдельные его элементы:

  1. ценностное предложения, потребность, удовлетворяемую ценностным предложением;
  2. клиент, на которого ориентировано ценностное предложение;
  3. методы взаимодействия с потребительскими сегментами;
  4. способы выстраивания отношений с клиентами;
  5. формирования поступления доходов от бизнеса;
  6. виды деятельности, осуществляемые для формирования ценностного предложения,  использования каналов сбыта, выстраивания взаимоотношении с клиентами и формирования потоков поступления доходов;
  7. ключевые ресурсы для реализации бизнес-модели;
  8. партнеры и поставщики, необходимые для осуществления деятельности;
  9. наиболее важные расходы предполагаемые бизнес-моделью

01-devyat-strukturnyh-blokov

 

Рис.1. Шаблон бизнес-модели А. Остарвальдера

Российский бизнес-тренер и коуч Гульчевская Н.Е. совместно с коллегами по коуч-студии LevelUP предложила расширенную версию шаблона бизнес-модели А. Остервальдера и Ива Пинье, дополненную компонентами канвы бережливого стартапа Эша Маурья и элементами модели развития потребителей Стива Бланка [3].

gulchevskaya

Рис.2. Шаблон бизнес-модели коуч-студии LevelUP

В предложенный шаблон дополняет модель описанием следующих блоков:

  1. проблемы клиентов, которые может решить рассматриваемый бизнес;
  2. решения, т.е. возможности бизнеса по решению проблем клиентов:
  3. фора, конкурентные преимущества бизнеса;
  4. метрики, показатели, по которым можно оценить успешность бизнеса;
  5. гипотезы, т.е. предположения, описанные в бизнес-модели не проверенные на практике и их сила влияния на успешность бизнеса;
  6. шаги, этапы реализации бизнес-модели.

Сооляттэ А.Ю., генеральный директор ООО ВРМ «Консалтинг Групп» в своей статье [2], описал концептуальную схему  бизнес-модели, апробирована им в ходе реализации различных консалтинговых проектов (рис 3.)

sooyate

Рис.3. Концептуальная схема для описания бизнес-модели

Предложенная концептуальная схема состоит из четырех блоков:

  1. клиенты, включающий описание целевых групп клиентов для новых продуктов, услуг, решений, каналы продвижения продаж, механизмы взаимодействия с целевыми группами клиентов;
  2. предложенные ценности, включающий описание создания новых продуктов, услуг, решений;
  3. система создания ценностей, включающий описание инфраструктуры, необходимой для создания ценности, модели кооперации или сотрудничества с партнерами и поставщиками, технологической платформы;
  4. финансовая модель, включающий описание структуры затрат, структуры доходов и схемы финансовых потоков [2].

На основе опыта использования в практической деятельности бизнеса рассмотренных шаблонов бизнес-моделей, можно выделить следующие сферы их  применения в бизнесе:

— для оценки и анализа бизнеса, путем отображения логики действий в настоящее время, как целостной картины;

— как основа проведения SWOT-анализа, используя основные элементы бизнес-модели;

— как основа для формулирования «видения» бизнеса, так как использование шаблона бизнес-модели позволяет его сформулировать однозначно в конкретных понятиях;

— для построения реализации стратегии компании в виде сценарных моделей, как плана достижения целевой бизнес-модели бизнеса;

— возможность вариантного подхода к выбору стратегических альтернатив;

— как основа для проектирования бизнес-процессов;

— как основа для разработки KPI сотрудников, через формирование зон ответственности и центров доходов и затрат;

— использование шаблона бизнес-модели, как инструмента визуализации в презентации инвестиционных проектов, бизнес-идей, инновационных проектов;

— использование шаблона бизнес-модели, как инструмента визуализации при постановке текущих целей и задач, а также с целью координации текущей деятельности сотрудников компании.

Литература:

  1. Остервальдер А., Ив Пинье Построение бизнес-моделей:настльная книга стратега и новатора. – M.: Альпина Паблишер. 2015. — 288 c.
  2. Соляттэ А.Ю. Бизнес-модель – ключ к развитию бизнеса на основе инноваций // Менеджмент инноваций №8 (09), 2010, с. 6-15
  3. Материалы проекта Рубена Чинарьяна «Ремесло бизнес моделирования» // http://bizmodelgu.ru/tag/natalya-gulchevskaya/

tgbzjliy0zwАксюк Ольга, бизнес-консультант, бизнес-тренер, коуч ICF