СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ШАБЛОНОВ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ
09 / Окт / 2016В современных условиях бизнес-модели становятся объектами управления. Оригинальная бизнес-модель является одним из важнейших и весомых факторов устойчивого развития и прибыльности современного бизнеса.
Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации [1].
Бизнес-модель – это способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль [2].
Шаблон бизнес-модели – это методика концептуального описания бизнеса, которая структурно охватывает элементы определяющие логику его функционирования. Набор элементов шаблона бизнес-модели зависит от целей бизнес-моделирования.
В современных условиях большого информационного потока обрабатываемого менеджерами актуальным становится поиск инструментов, оптимизирующих понимания информации с целью принятия эффективных управленческих решений. Одним из эффективных инструментов является шаблон бизнес-модели, который позволяет визуализировать ключевые элементы взаимодействия внутренней и внешней среды бизнеса.
В данной статье рассмотрим шаблоны бизнес-моделей, которые получили наибольшую популярность среди практиков бизнес консультирования и успешно применяются в менеджерами в своей деятельности.
Шаблон бизнес-модели, разработанный А. Остервальдером «Конвас» включает в себя девять блоков (рис 1). Использование шаблона бизнес-модели А. Остервальдера позволяет систематизировать информацию по функционированию бизнеса описывая отдельные его элементы:
- ценностное предложения, потребность, удовлетворяемую ценностным предложением;
- клиент, на которого ориентировано ценностное предложение;
- методы взаимодействия с потребительскими сегментами;
- способы выстраивания отношений с клиентами;
- формирования поступления доходов от бизнеса;
- виды деятельности, осуществляемые для формирования ценностного предложения, использования каналов сбыта, выстраивания взаимоотношении с клиентами и формирования потоков поступления доходов;
- ключевые ресурсы для реализации бизнес-модели;
- партнеры и поставщики, необходимые для осуществления деятельности;
- наиболее важные расходы предполагаемые бизнес-моделью
Рис.1. Шаблон бизнес-модели А. Остарвальдера
Российский бизнес-тренер и коуч Гульчевская Н.Е. совместно с коллегами по коуч-студии LevelUP предложила расширенную версию шаблона бизнес-модели А. Остервальдера и Ива Пинье, дополненную компонентами канвы бережливого стартапа Эша Маурья и элементами модели развития потребителей Стива Бланка [3].
Рис.2. Шаблон бизнес-модели коуч-студии LevelUP
В предложенный шаблон дополняет модель описанием следующих блоков:
- проблемы клиентов, которые может решить рассматриваемый бизнес;
- решения, т.е. возможности бизнеса по решению проблем клиентов:
- фора, конкурентные преимущества бизнеса;
- метрики, показатели, по которым можно оценить успешность бизнеса;
- гипотезы, т.е. предположения, описанные в бизнес-модели не проверенные на практике и их сила влияния на успешность бизнеса;
- шаги, этапы реализации бизнес-модели.
Сооляттэ А.Ю., генеральный директор ООО ВРМ «Консалтинг Групп» в своей статье [2], описал концептуальную схему бизнес-модели, апробирована им в ходе реализации различных консалтинговых проектов (рис 3.)
Рис.3. Концептуальная схема для описания бизнес-модели
Предложенная концептуальная схема состоит из четырех блоков:
- клиенты, включающий описание целевых групп клиентов для новых продуктов, услуг, решений, каналы продвижения продаж, механизмы взаимодействия с целевыми группами клиентов;
- предложенные ценности, включающий описание создания новых продуктов, услуг, решений;
- система создания ценностей, включающий описание инфраструктуры, необходимой для создания ценности, модели кооперации или сотрудничества с партнерами и поставщиками, технологической платформы;
- финансовая модель, включающий описание структуры затрат, структуры доходов и схемы финансовых потоков [2].
На основе опыта использования в практической деятельности бизнеса рассмотренных шаблонов бизнес-моделей, можно выделить следующие сферы их применения в бизнесе:
— для оценки и анализа бизнеса, путем отображения логики действий в настоящее время, как целостной картины;
— как основа проведения SWOT-анализа, используя основные элементы бизнес-модели;
— как основа для формулирования «видения» бизнеса, так как использование шаблона бизнес-модели позволяет его сформулировать однозначно в конкретных понятиях;
— для построения реализации стратегии компании в виде сценарных моделей, как плана достижения целевой бизнес-модели бизнеса;
— возможность вариантного подхода к выбору стратегических альтернатив;
— как основа для проектирования бизнес-процессов;
— как основа для разработки KPI сотрудников, через формирование зон ответственности и центров доходов и затрат;
— использование шаблона бизнес-модели, как инструмента визуализации в презентации инвестиционных проектов, бизнес-идей, инновационных проектов;
— использование шаблона бизнес-модели, как инструмента визуализации при постановке текущих целей и задач, а также с целью координации текущей деятельности сотрудников компании.
Литература:
- Остервальдер А., Ив Пинье Построение бизнес-моделей:настльная книга стратега и новатора. – M.: Альпина Паблишер. 2015. — 288 c.
- Соляттэ А.Ю. Бизнес-модель – ключ к развитию бизнеса на основе инноваций // Менеджмент инноваций №8 (09), 2010, с. 6-15
- Материалы проекта Рубена Чинарьяна «Ремесло бизнес моделирования» // http://bizmodelgu.ru/tag/natalya-gulchevskaya/
Аксюк Ольга, бизнес-консультант, бизнес-тренер, коуч ICF