Бакалавр? Магистр? Кого брать на работу? (рекомендации работодателям и выпускникам школ)
31 / Окт / 2016Эту статью я пишу потому, что часто встречаю вопрос от работодателей, HR, родителей выпускников школ и даже выпускников Вузов: «Кто такой бакалавр и кто такой магистр?», «Что такое направление и что такое профиль?» , «Кого брать на должность?», «Куда меня возьмут работать»?
Отвечая на данные вопросы, буду ссылаться на нормативные акты. Первое давайте разберемся с пониманием уровнями образования: бакалавр и магистр.
Бакалавр – это квалификация, которая присваивается лицам, освоившим соответствующую программу высшего образования. Квалификация бакалавр свидетельствует о законченном высшем образовании по программе бакалавриата. Согласно Приказу министерства труда и социальной защиты от 12.04.2013 №148 н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» уровень квалификации бакалавра – 6.
Показатели уровня квалификации: полномочия и ответственность, характер умений, характер знаний.
Для 6 уровня квалификации установлены следующие уровни показателей:
- Полномочия и ответственность:
- самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;
- обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений;
- ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
- Характер умений:
- разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
- Характер знаний:
- применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных
- самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.
Магистр- квалификация, получаемая студентом после окончания магистратуры, следующей ступени высшего образования после бакалавриата. Согласно выше указанному Приказу министерства труда и социальной защиты – магистр –это 7 уровень квалификации.
Для 7 уровня квалификации установлены следующие уровни показателей:
- Полномочия и ответственность:
- определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений;
- ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.
- Характер умений:
- решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных;
- разработка новых методов, технологий.
- Характер знаний:
- понимание методологических основ профессиональной деятельности;
- создание новых знаний прикладного характера в определенной области;
- определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации.
Министерством труда и социальной защиты разработаны и введены профессиональные стандарты.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. ТКРФ 195.1
Уровень квалификации учитывают работодатели в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. ТКРФ ст 195.3
То есть в зависимости от уровня квалификации вы можете занимать определенную должность и выполнять определенные трудовые функции.
Следующий вопрос, который требует пояснения – что понимают под направлением подготовки, и что понимают под профилем обучения.
Направление подготовки – это наименование конкретного вида профессиональной подготовки. Образовательные программы по направлениям подготовки разрабатываются на основе федеральных государственных стандартов образования, утвержденных Министерством образования и науки.
В каждом стандарте определены виды деятельности, а также требования к результатам освоения программы, которые включают в себя перечень компетенций, которыми должен владеть обучающийся после завершения программы обучения.
Профиль подготовки – это специализация выпускника в разрезе направления подготовки, которая определяет особенности профессиональных компетенций.
Для примера можно привести направление подготовки «Менеджмент». В данном направлении ведется подготовка по следующим профилям : «Управление в малом бизнесе», «Производственный менеджмент», «Менеджмент в городском хозяйстве», «Международный менеджмент».
В качестве рекомендаций работодателям:
- При формировании требований к вакансии, для того чтобы реальные кандидаты оправдывали ваши ожидания, учитывайте требования профессиональных стандартов (для определенных должностей и трудовых функций — это обязательная норма, утвержденная законодательно);
- Изучите образовательные стандарты http://fgosvo.ru , чтобы иметь представление, какими компетенциями обладает претендент на должность в современных условиях образования.
- Используйте профессиональные стандарты и образовательные стандарты, как информационную базу для формирования индивидуального плана профессионального развития сотрудника с целью его профессионального роста до уровня компетенций, который необходим для выполнения им функций с учетом особенностей вашей компании.
В качестве рекомендаций родителям выпускникам школ, которые определяются, в какой ВУЗ, на какое направление и профиль подготовки пойти:
- Изучите образовательный стандарт http://fgosvo.ru по направлению подготовки, на которое вы собираетесь поступать.
- Ознакомьтесь на сайте Вуза с образовательной программой по выбранному направлению и профилю.
- Ознакомьтесь с составом кафедры, которая будет выпускающей, так как именно эти люди будут нести ответственность за формирование у вас профессиональных компетенций.
- Ознакомьтесь с разрешительными документами учебного заведения: лицензия, свидетельство о государственно аккредитации.
Аксюк Ольга, бизнес-консультант, бизнес-тренер, коуч ICF